НТВ закончил показ сериала «Рим». Кому-то не нравился
перевод. Кто-то выражал недовольство трансформациями,
которые претерпела «картинка». Историки считали просчеты
в создании позднеантичного колорита.
Однако надо признать, что если в произведении есть
устойчивый смысловой стержень, то он сохраняется в
любом случае, как ни порть.
Стержень сериала «Рим» – концепция происхождения западной
цивилизации и отношение к ней создателей сериала.
Ни аналогичной концепции, ни аналогичного отношения
в случае с Россией нет и быть, наверное, не может.
Оттого и сериала, подобного «Риму», у нас тоже нет.
Чем же он другой, этот телеопус о первом Риме?
Во-первых, он основан на доверии к полноценности
истории, которую не надо «обынтереснивать» ежесекундным
упаковыванием в жанр то ли мелодрамы, то ли саги,
то ли политического детектива.
История Рима и так изобиловала событиями, конфликтами,
кошмарами и страстями, тяготевшими к разным жанрам.
Оттого эти жанры и появились на свет. Их уплотнение
в единице экранного времени может быть неощутимо или
по крайней мере неназойливо. Где-то действие провисает,
где-то комкается, где-то слишком много разговоров,
где-то избыток крови. Так ведь древний Рим, он же
не для удобства телезрителя XXI века существует, а
для своих личных надобностей. И самой массовой аудитории
он ничего не обязан. Он и не метит в сериалы прайм-тайма.
Он спокойно уважает особость древней истории. В отличие
от наших исторических сериалов, которые пока что всегда
делаются с замахом на прайм-тайм и успех у всех поголовно
обладателей телеящика.
Во-вторых, в «Риме», сделанном BBC и HBO, а не только
неизбежным итальянским RAI, есть, тем не менее, твердая
и необсуждаемая уверенность в том, что это кино про
свои родные исторические основы. От них нелепо открещиваться.
Еще нелепее их как-то выспренне прославлять, потому
как весь современный Запад связан с ними абсолютно
объективной и нерушимой связью.
Так что вполне закономерно и органично, что римский
легионер в сериале неоднократно делает жест, напоминающий
приветствие в Третьем рейхе, культивировавшем прямую
причастность к величию Римской империи... Что поведение
римских матрон, участвующих в интригах и маниакально
обсуждающих политику, выглядит как гарантия будущей
женской эмансипации. Что коротко стриженная голова
Клеопатры, снявшей парик в своих приватных покоях,
пробуждает ассоциации со стриженой головой уставшей
и постаревшей Марии Стюарт. Что заседания сената похожи
на заседания современного парламента, только без микрофонов
и усложненной процедуры дебатов.
Сериал очень исторический. А в манерах поведения
героев нет ничего, что их радикально отличало бы от
современных западных людей, причастных политическим
кругам. Таких, как показывают в кино, конечно.
Сколько не рви цепь времен, она не разрывается, словно
говорит сериал «Рим».
Историю, как и родителей, не выбирают.
Впрочем, это все-таки не самая прямая история англоязычного
Запада, а его праистория. И наличие опять же объективной
опосредованности дает большее право на гармонию восприятия.
Интересно, что получится, возьмись Америка сейчас
делать сериал про историю открытия Нового Света и
заселения его европейцами...
У нас нет праистории, которую мы были бы счастливы
числить родной, отмечая неслабеющую актуальность ее
культурных традиций.
А полного приятия собственной прямой истории у нас
тоже нет и не может быть. Российская история – тема
для наших бесконечных рефлексий, для нашей бесконечной
критики и самокритики. В «Риме» полностью отсутствует
рефлексия о неполном соответствии большой далекой
истории важнейшим идеалам современности. А наши сериалы,
как и все наше ТВ, как и вся Россия, переполнены терзаниями
о том, какую именно российскую историю следует признать
достойной, какую своей, а от какой лучше откреститься,
исходя из современных представлений о том, что такое
хорошо и что такое плохо.
Вы за какую Россию? За Россию замечательных поэтов
вроде Есенина или за Россию негодяев-политиков вроде
Троцкого? За Россию выдающихся ученых, страдавших
в шарашках, или за Россию советских министров и тирана
Сталина? За Россию Варлама Шаламова или за Россию
тех, кто изничтожал людей в лагерях? За Россию Емельяна
Пугачева или за Россию Екатерины II? За Россию Аввакума,
за Россию Никона или за Россию царя Алексея Михайловича?
У нас как бы постоянно мысленно выбирают между разными
Россиями – Россией Ивана Грозного, Россией Петра I
и мало ли еще какой Россией...
Общественно-политические конфликты рубят каждую эпоху
в России по горизонтали. А скачкообразное, прерывистое
развитие дробит Россию по временной вертикали. И эта
двойная конфронтационность подсознательно воспринимается
сейчас как отсутствие культурной, национальной и гражданской
идентичности, не говоря уже о духовной гармонии.
Довольно смешно было бы спрашивать какого-нибудь
Бруно Хеллера, исполнительного директора и автора
идеи «Рима», а за какой Рим он сам – за Рим Цезаря
или Рим Помпея, за Рим Цицерона или за Рим Апулея,
за Рим Антония или за Рим Октавиана? И вообще, за
республиканский или за имперский? За столичный или
за провинциальный? Рим – это Рим, это Рим. И если
бы все и вся сразу не были в нем намешаны и не сходились
бы то и дело в смертельных схватках, то Рим не был
бы собой. Если бы он был единообразен и монолитен,
он не был бы собой.
Россия как таковая, Россия в своей неуточненной и
неуточняемой целостности существует только в виде
ярмарочно-лубочных образов, будь то вечные аляповатые
сувениры или фильм «Сибирский цирюльник», этот дедушка
проголливудского отечественного кина.
Нас терзает фантом другой России. Хорошей. Правильной.
Человеколюбивой. Демократичной. Полностью и всесторонне
процветающей. Без крепостничества. Без революции.
И даже без социального расслоения. Такой, какой она
якобы могла стать, если бы не... И вот ведь жалость
какая, не стала она такой хорошей.
Не в моде соображение о том, что Россия могла быть
только такой, какой была. И что эту историческую сложную
данность надо принимать именно как объективную данность.
И не сожалеть о той мифической России, которую мы
перманентно оплакиваем в своем сознании, потому что
в реальности она невоплотима – и не из-за глупых случайностей,
а из-за нормальных закономерностей.
Сериал же «Рим», не комплексуя, констатирует ряд
объективностей, игнорируя классическое благообразие
и политкорректность. «Рим» демонстрирует, что западная
цивилизация ведет свое происхождение из языческого
сознания. Почти все, что необходимо для развития общества,
в дохристианском Риме уже есть: индивидуализм, состязательность,
диалектически понимаемая нравственность, ненасытная
экспансивность культуры и государственности. В сознании
римлян чрезвычайно слабо акцентирована религиозность
как таковая. Гражданские ценности, мирские интересы
и светский настрой доминируют, направляя ход истории.
Фигуры первого эшелона политиков воплощают волю к
власти. Фигуры Люция Варена и Тита Пуло воплощают
волю к выполнению личных миссий государственной важности.
Такие миссии – выше личного приватного счастья, выше
жизни самых близких людей.
Люций Варен, преданный Антонию, и Тит Пуло, служащий
Октавиану, если вдуматься, являют двух жутких людей,
злодеев, негодяев, убийц. Ан нет. Они – настоящие
римляне. Сериал «Рим» дышит сознанием реального права
государства и государственного человека вытворять
все, что необходимо для глобальной стратегии. Не извиняясь
за свое несоответствие идеалам нравственности и даже
за нарушение прав человека.
Как-то невзначай «Рим» провоцирует подозрение, что
права человека хорошо соблюдаются на современном мирном
Западе просто потому, что это сейчас не мешает политике.
А если вдруг начинает мешать... В общем, сериал «Рим»
убедительно объясняет психологию современной американской
политики – и, опять же, не склонен ее обсуждать. Со
времен древнего Рима так уж повелось, что политика,
жизнь и человек именно таковы. |